• Ассоциация "СМБС"

Что изменится в НГУЭУ в связи со сменой ректора?

В ноябре прошлого года новым ректором Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ» (НГУЭУ) был избран Павел Новгородов, сменивший на этом посту Александра Новикова. О том, какие задачи сегодня стоят перед вузом, как университет будет готовить предпринимателей, а также создавать свою собственную «Кремниевую долину» — в интервью ПАВЛА НОВГОРОДОВА «Континенту Сибирь».


— Павел Анатольевич, вступая в должность, одной из своих главных задач вы назвали развитие предпринимательской направленности вуза. Как на сегодня эта задача решается в НГУЭУ?


— На самом деле, тема предпринимательства стала актуальной для вуза гораздо раньше и вошла в стратегию развития университета еще в 2017 году, наряду с признанием необходимости опоры на регион. При этом мы не говорим, что готовим именно предпринимателей. Мы развиваем предпринимательский образ мышления. Что касается региональности, то она связана с тем, что выпускники университета в основном остаются жить и работать в нашем макрорегионе, включая Новосибирскую область и соседние субъекты.


— Какую цель преследует принятая стратегия развития вуза?


— Как вы помните, не так давно система высшего образования России прошла через серьезный период «турбулентности», когда многие вузы лишали аккредитации, присоединяли, закрывали. Для нас было важно выстоять в это непростое время, не утратить самостоятельности и конкурентных преимуществ. Начиная с 2014 года — я тогда начал работу в НГУЭУ в статусе проректора — наша команда сделала достаточно много, чтобы сформировать новое лицо вуза. Понятно, что на тот момент бренд НГУЭУ уже был достаточно известен, но потребовалось четко обозначить вектор развития вуза и ответить на вопросы: кто наши студенты? Какими знаниями они должны обладать? Кто наши работодатели? Это привело нас к тому, что в 2016 году мы провели большую реорганизацию — открыли новые факультеты, кафедры, а через год приняли стратегию развития университета.


— Считается, что в мире предпринимательскими задатками обладают лишь несколько процентов населения — данные варьируются в разных исследованиях. По-вашему, можно ли научить предпринимательству?


— Можно и нужно. Понятно, что для этого должен быть комплекс условий, в котором таланты и врожденные качества играют не последнюю роль. С другой стороны, предпринимательству можно учить, и мировая практика это доказывает — во многих ведущих зарубежных вузах реализуются специальные программы на эту тему. В нашей стране предпринимательство долгое время не относили к типу профессиональной деятельности, а больше считали призванием. Но в последнее время мы чувствуем резкий всплеск интереса к обучению предпринимательским навыкам — и не только со стороны бизнеса. Приведу пример. Когда началась пандемия, власти оказались в ситуации неопределенности, ведь перестали работать многие стандартные бюрократические регламенты. Тогда руководителям на местах было сказано: принимайте решения самостоятельно. Вот тогда-то от многих и потребовались предпринимательские таланты, в том числе — умение быстро находить новые нестандартные решения, проявить гибкость, способность взять ответственность на себя в отсутствие четких указаний «сверху». То есть предпринимательское мышление полезно далеко не только бизнесменам.


— Как в НГУЭУ проводится обучение предпринимательским навыкам?


— У нас есть восемь сквозных курсов — мы их называем «кампусными», направленных на формирование предпринимательского мышления, которые читают для всех студентов, независимо от их направления или специальности подготовки. Маркетологам, юристам, экономистам, айтишникам — уверен, что всем нужно знать, к примеру, такие предметы, как «проектный менеджмент», «критическое мышление» или «основы предпринимательства». Цель курса по предпринимательству — не научить, как зарегистрировать фирму или выбрать систему налогообложения. Мы понимаем задачу намного шире. А именно — сформировать у студента навыки и все те качества, которые связаны с понятием soft skills — «мягких навыков».


— По-вашему мнению, не слишком ли сегодня переоценены «мягкие навыки»?


— Развитие soft skills — это тренд образования во всём мире, это то, что будет во многом определять конкурентоспособность выпускников на будущем рынке труда. Спросите работодателей уже сейчас, чего им не хватает в их сотрудниках, и в большинстве случаев вы услышите то, что относят к «мягким навыкам». При этом в рамках университета я бы ни в коем случае не умалял важность фундаментальных знаний. Но наряду с этим перед вузом всегда были, а в наше время становятся еще более актуальными и другие задачи — научить студентов учиться, переучиваться и быть востребованными в постоянно меняющемся мире. Еще и поэтому сегодня все чаще говорят о переходе на систему высшего образования по формуле «2 + 2».


— Что подразумевает такая система?


— То, что первые два года студенты должны учиться по почти одинаковой программе. Этот подход мы внедрили еще в 2016 году, фактически став одним из первых вузов в Сибири, где все абитуриенты поступают на один факультет базовой подготовки. То есть все учащиеся 1-го и 2-го курсов — студенты одного мегафакультета, и только в конце 2-го года обучения они определяются со специализацией и переходят на профильный факультет — юридический, факультет государственного сектора или корпоративной экономики и предпринимательства. При возможной кажущейся неоднозначности такого подхода он дает много преимуществ — например, возможность формирования междисциплинарных проектных команд студентов. Также у студента появляется возможность безболезненно поменять направление подготовки, если он в процессе обучения понял, что ошибся с выбором и видит свое развитие в другой профессиональной области. Таким образом, НГУЭУ уже достаточно длительное время соответствует тренду, который был обозначен на уровне руководства государства около года назад.


— Насколько среди молодежи, учащихся НГУЭУ высок интерес к предпринимательству?


— Опросы показывают, что очень многим молодым людям близки ценности предпринимательства, и это несмотря на то, что эта деятельность не всегда, скажем так, популяризируется. Особенно эти ценности ярко выражены среди абитуриентов и учащихся младших курсов университета. Они хотят работать на себя, заниматься своим делом. Считаю, что задача нашего вуза — поддержать это стремление, дать возможность потренироваться в этом во время учебы. А если желание заниматься собственным бизнесом пропадет, то предпринимательские навыки в любом случае пригодятся.


— Сегодня высказываются мнения, что капиталистические отношения претерпевают трансформацию, и обществу все меньше нужны свободные предприниматели. При этом растет спрос на чиновников и специалистов корпоративного сектора. Согласны ли вы с этим?


— Тот факт, что первые лица государства последние месяцы активно говорят о важности для страны предпринимателей, стартапов, свидетельствует о понимании ценности этих явлений. С другой стороны, мы наблюдаем планомерное повышение роли государства в экономике. Но здесь можно привести в пример опыт Китая, которому удалось в своей модели совместить достаточно жесткое госуправление, большой госсектор с одной стороны и рыночные механизмы с другой, которые нередко работают лучше, более гибко и интересно, чем на Западе. Такой формат показывает успешный результат, и, возможно, нам нужно стремиться к чему-то подобному — сложному симбиозу государственного влияния и сильного предпринимательского сектора.


— Какие направления обучения сегодня наиболее популярны среди студентов НГУЭУ?


— По-прежнему высок спрос на три наших основных направления — экономику, менеджмент, юриспруденцию. Последние годы также настоящий бум в сфере рекламы и связей с общественностью. Потребность в экономистах, управленцах, юристах, маркетологах на рынке труда остается и будет оставаться, ведь вопрос не столько в количестве, сколько в качестве этих специалистов. Государство предприняло шаги, чтобы закрыть экономические и юридические направления в непрофильных вузах, где были проблемы с качеством обучения. Но НГУЭУ — специализированный вуз в указанных сферах, с большим опытом и традициями. И вуз рыночный, где доходы от образовательной деятельности более чем на 85% формируются от внебюджетных источников, за счет платных образовательных услуг. Это говорит о том, что наши образовательные программы востребованы. Люди готовы платить деньги за то, чтобы здесь учиться, даже если есть альтернатива получить бюджетное место в другом вузе. Ежегодно мы отмечаем рост набора студентов — и это на фоне снижения государственного финансирования ряда направлений, которые реализуются в вузе. Так, в прошлом году в НГУЭУ был рекордный прием учащихся — к нам поступило более 5 тысяч человек.


— Не так давно вуз подписал соглашение с автономной некоммерческой организацией «Россия — страна возможностей», созданной в 2018 году по инициативе президента России. Что от этого соглашения получит НГУЭУ?


— Это соглашение, как мы ожидаем, создаст дополнительные возможности для социальных лифтов нашим студентам. В рамках платформы «Россия — страна возможностей», например, реализуется известный конкурс «Лидеры России», в этом году запущен трек для студентов. Есть и много других проектов, направленных на поиск активной молодежи. Мы видим ценность этих проектов в том, что они направлены на развитие soft skills, на поиск интересных форматов профориентации студентов, взаимодействия с рынком труда. В том числе через всевозможные олимпиады, конкурсы. Это созвучно нашему вузу и нашему представлению о том, какими должны быть выпускники. Одной из целей присоединения к платформе для НГУЭУ является создание Центра компетенций. Этот вопрос ректоры приглашенных к сотрудничеству российских вузов недавно обсуждали с замминистра науки и высшего образования России Петром Кучеренко в Центре «Сириус» в Сочи.


— Какие задачи будет решать Центр компетенций на базе НГУЭУ?


— Идея президентской платформы заключается в том, чтобы по окончании вуза выпускник вместе с традиционным приложением к диплому получал документ с некой оценкой «мягких навыков». Будь то уровень лидерских качеств, или переговорных навыков, или что-то еще. На сегодня такая информация очень востребована на рынке труда. Ведь работодателю, как правило, недостаточно видеть оценки в дипломе, если он вообще туда смотрит, поэтому он тратит время и деньги на собеседования и другие мероприятия, чтобы оценить соискателя должности. Предполагается, что Центры компетенций возьмут на себя эти функции и будут «замерять» навыки, востребованные рынком труда. Таким образом, работодатели смогут быстрее и эффективнее принимать кадровые решения.


— Когда планируется создать такой Центр компетенций? Не возникнет ли сложностей с критериями оценки выпускников?


— Отмечу, что сейчас этот проект предлагается в качестве эксперимента. Действительно, пока не до конца понятно, как измерять, к примеру, лидерские качества учащихся. Для этого существует много методик, нередко противоречивых. Поэтому создание Центров компетенций в вузах потребует не только организационной, но и большой методической работы.


— Какие подходы приняты вузом для исследования рынка труда? Как университет помогает выпускникам в дальнейшем трудоустройстве?


— В 2016 году мы отошли от традиционного деления факультетов на «экономический», «гуманитарный» и так далее, оставив в структуре только юридический факультет, и за основу структуры университета был взят принцип сегментирования рынка труда — государственный и корпоративный сектор. То есть то, чему мы учим сегодня, в большой степени соответствует запросам рынка. В частности, факультет государственного сектора готовит специалистов, чьи знания и компетенции сегодня широко востребованы в основном государственными или муниципальными органами и учреждениями, общественными организациями. Например, если говорить о финансах, мы разделяем: корпоративные финансы — это одно, государственные — совершенно другое. Здесь отличаются и законодательство, и структура, и институциональная среда, и механизмы принятия решений, и многое другое. В целом все связи с рынком труда у нас выстраиваются через кафедры и факультеты, где есть свой пул принципиальных партнеров — будь то органы власти, финансовые организации, турфирмы или маркетинговые агентства, крупный или малый бизнес.


— Одним из последних договоров о сотрудничестве, которые заключил вуз, стало комплексное соглашение с администрацией Мошковского района Новосибирской области. Расскажите о нем подробнее, пожалуйста.


— С администрацией Мошковского района университет имеет несколько договоров о сотрудничестве. В том числе мы силами специалистов кафедры региональной экономики и управления, кафедры социологии проводим исследование по оценке состояния и условий развития Мошковского района, в рамках которого анализируется стратегия развития района, проводятся социологические исследования на различные темы.

Отмечу, что сегодня вуз плотно сотрудничает и с другими районами и муниципалитетами. Например, наша кафедра бизнеса сферы услуг имеет хорошие отношения с санаториями Краснозерского и Доволенского районов Новосибирской области. Также мы взаимодействуем с Маслянино, это замечательный район с развитой экономикой и инфраструктурой и большим туристским потенциалом. Соглашения могут иметь как коммерческую часть, так и некоммерческую — организация практик, проведение всевозможных совместных мероприятий, круглых столов и прочего.


— Как сегодня развиваются международные связи вуза?


— Международное сотрудничество развивается по нескольким направлениям — это обмен опытом, совместные программы и проекты, академическая мобильность, привлечение студентов из-за рубежа. Нам интересны российские и зарубежные вузы, которые реализуют модель предпринимательского университета. Например, недавно в НГУЭУ прошел ряд мероприятий с участием постдокторанта Стэнфордского университета, сотрудницы университета Лаппеэнранта в Финляндии Екатерины Альбац. Она работала у нас несколько дней, провела открытую лекцию для студентов, мастер-класс для преподавателей, мы обсуждали подходы к предпринимательскому образованию в России, Европе и США. Также в апреле этого года наши студенты представили результаты совместного проекта с немецкими студентами из Университета города Кобурга. В рамках сотрудничества на протяжении пяти лет студенты ежегодно проводят исследования для российских и европейских компаний. В этом году, например, заказчиком выступал один из крупнейших мобильных операторов Европы — компания Vodafone, а с российской стороны — компания-резидент Сколково Personal Medication and Health Management.

Очень важен нам и китайский рынок — с точки зрения и интеллектуального хаба, и сотрудничества с вузами, и для привлечения студентов. Из ближнего зарубежья основной партнер, конечно, это Казахстан.

Понятно, что в настоящее время международные связи НГУЭУ существенно тормозит пандемия, также негативно сказывается определенная геополитическая напряженность. Хотя, как правило, в рамках академического сотрудничества на политику стараются внимания не обращать.


— В СМИ и на других публичных площадках периодически публикуются всевозможные рейтинги вузов — международные и национальные. Вы как ректор на них ориентируетесь?


— В свое время я глубоко изучал вопросы рейтингов, в частности, методологию их формирования, и у меня сложилось к ним достаточно скептическое отношение. Я понимаю, что в какой-то мере это пиар-инструмент, способ манипулирования общественным мнением. Кроме того, нередко определенная информация в основе некоторых рейтингов попросту никем не проверяется. Кто-то что-то пишет в рейтинговое агентство, и никто это не верифицирует. Могу предположить, что есть вузы, которые этим пользуются. Если говорить о международных рейтингах, то многие из них политически мотивированы. В целом любой вузовский рейтинг исходят из ложной, на мой взгляд, гипотезы, что все вузы одинаковы, а значит, их можно сравнивать по единым критериям. Но это ошибочное мнение, ведь задачи и функции вузов могут различаться. Кто-то ориентирован на фундаментальную науку, кто-то больше работает в прикладных областях. Какие-то вузы выходят на международный уровень, другие ориентируются на регион. Есть вузы технические, есть экономические, есть медицинские, есть педагогические. «Накачанные» государственными деньгами или работающие самостоятельно на рынке. Расположенные в Москве или глубинке. Многопрофильные или имеющие лишь 2–3 факультета. Сравнивать все эти вузы в рамках одного рейтинга — как попытаться рейтинговать легковую машину, грузовик, автобус и гоночный болид только на том основании, что у всех есть колеса, и их цель — перемещаться в пространстве.


И ученые, и руководители вузов часто ругают рейтинги, но при этом, конечно, гордятся, если возглавляемые ими вузы попадают куда-то на верхние строчки. Мы, например, недавно заняли третье место среди 85 российских вузов в рейтинге «Интерфакса» по предпринимательскому образованию на программах бакалавриата, обогнав многие именитые московские и питерские вузы. Это, конечно, приятно, но не более того — какое бы место ни занимал, нельзя останавливаться, нужно постоянно идти вперед, совершенствоваться.


— В современной парадигме непрерывного образования, безусловно, актуальным становится дальнейшее образование для людей, которые уже работают в экономике, бизнесе. Насколько значимо это направление для вуза?


— Верно, тренд на дополнительное обучение, переобучение давно очевиден. На сегодня в структуре доходов вуза — а это более миллиарда рублей — порядка 45 млн рублей мы получаем через дополнительное образование. На фоне многих других вузов это выглядит неплохо. Будем и далее работать в этом направлении, расширять программы допобразования. Здесь стоит учесть и то, что эти программы, как правило, менее стандартизированы, чем основные, а значит, допобразование может быть полигоном для апробации каких-то новых подходов, технологий, для того, чтобы потом можно было переносить лучшие практики в основное образование и масштабировать их.


— Поделитесь планами вуза на 2021 год. Как будет развиваться научно-исследовательская работа в НГУЭУ?


— Прежде всего, мы продолжим совершенствовать электронную среду — серьезно работать над цифровизацией и развитием дистанционных форматов. Цель — стать экспортно ориентированным вузом, чтобы наш образовательный контент, наши курсы брали за основу в других образовательных учреждениях. Большинство дисциплин, которые преподаются в НГУЭУ, должны выйти за пределы вуза. Лекции, учебники наших преподавателей должны быть доступны для всех, кто интересуется темой.

Вторая задача — активизация научной деятельности, в том числе через создание научных лабораторий. По сути, хочется со временем вырастить внутри вуза небольшой научный институт. Если к этому добавить коммерциализацию, то это и получится модель «Университета 3.0» (образование, наука, предпринимательство), к которой государство нас призывает, ориентируясь на то, как такая модель работает за рубежом. Правда, они к ней шли столетиями, а перед нами ставят задачу такой качественный переход обеспечить гораздо быстрее. Поэтому в стремлении к новой модели университета каждый вуз ищет свои пути.


— Какой путь выбрал ваш вуз?


— Если говорить об активизации научно-исследовательской деятельности, то мы открываем научные лаборатории под заказ органов власти или крупных предприятий. От них — постановка задач и периодическая их «приемка», оценка, обратная связь, от нас — кадры, инфраструктура, финансирование. Такой формат необходим, чтобы исследования делались не «на полку», чтобы их результат был востребован конкретными организациями и учреждениями, шел на благо развития региона или отрасли. В этом направлении у нас уже есть успешные наработки.


— Как известно, в России нет недостатка в идеях, разработках. Но часто проблема заключается в том, чтобы продвинуть эти идеи на рынок. Планирует ли вуз обучать специалистов, которые смогут решать такие задачи?


— Действительно, у нас в обществе много говорят о «технологическом» предпринимательстве, то есть таком, в основе которого лежат технологические — инженерные и иные — разработки. Хотя, на мой взгляд, к технологическому предпринимательству нужно подходить более широко, включая в него и бизнес-технологии (например, новые бизнес-модели типа Uber или коворкингов), и социальные технологии. Но даже если уже есть технология, разработка, прототип — проблема не только в том, чтобы что-то придумать, важно продвинуть разработку на рынок. Для этого нужны не только знания, но и те самые «мягкие навыки». В их числе — умение анализировать и интерпретировать информацию, выстраивать коммуникации, вести переговоры. Всему этому мы и стараемся научить студентов через различные курсы. Два года назад вуз начал этим заниматься, и думаю, в перспективе ближайших нескольких лет мы увидим результаты этой работы на наших выпускниках, которые смогут еще эффективнее конкурировать на рынке труда.


Источник: ksonline.ru